Интересное в мире науки и медицины, Результаты исследований, медицина




bishkekmap.com.kg - основа современного общества

Различные случаи реагирования на успех и неуспех человека

Различные случаи реагирования на успех и неуспех человекаСкажи, чего ты хочешь, и я скажу, кто ты... И вот сказочные герои выбирают одну из трех дорог, один из трех мечей; колдуны и джинны согласны выполнить три их желания: смотри не продешеви. А что сделала бы ты, если бы, словом, если бы ты «была царица»? Что запросила бы у «государыни рыбки»?

Или попробуй распорядиться цветиком-семицветиком. Да, да, тем самым из катаевской сказки... Помнишь: «Лети, лети, лепесток, через Запад на Восток, через Север, через Юг, возвращайся, сделав круг...» Но все это присказка, а главное — «быть по-моему вели»...

Сказочные три желания, волшебные палочки, цветики-семицветики давно уже прочно обосновались в психологических лабораториях. И главный принцип — выбирай, выбирай, а мы посмотрим.

— Перед вами 9 задач. С 1-й по 3-ю легкие, 4— 6-я — средние, 7—9-я трудные... Какие именно — легкие, средние, трудные, неизвестно. И решить надо побольше. С чего вы начнете? Как поведете себя в случае успеха? А что будет, если задача, которую вы выбрали, не под силу? Попробуйте представить себя в подобных ситуациях и ответьте хотя бы самому себе...

Впрочем, не будем спешить. Все ох как непросто. Давайте лучше сначала за другими понаблюдаем. Совсем незаметно, так, чтобы не только испытуемые, но даже исследователь Мария Солономовна Неймарк из Московского института психологии нас не увидела.

Прежде всего мы увидим, что испытуемые подростки по-разному делают первый выбор один берет сразу задачу потруднее, другой начинает с самых легких, а третий держится золотой середины.

Разная у людей самооценка, различный уровень притязаний, неодинаковой высоты барьер готовы они преодолеть...

А как по-разному ведут себя люди при удачах и неудачах! Ну вот хотя бы Саша. Учится он по арифметике слабо и, кажется, хорошо это понимает. Взял задачу № 2, решил. Обрадовался, заулыбался. Пойдем выше. Взял задачу № 3 — решил. Еще выше — № 4, но здесь осечка: «Эта, пожалуй, трудновата». Спустился на ступеньку ниже, взял задачу № 3 из второго варианта — опять не решил. Ну что ж, еще ниже. Эту решил и ушел довольный...

А вот график Сережи: после успеха — всегда вверх, после неудачи — всегда вниз.
Что ж, вполне разумно. А как же иначе?

Оказывается, так реагируют на успех и неуспех далеко не все люди.

Но вернемся в лабораторию. Отличница Ира, самоуверенная девочка, которая всегда и во всем стремится быть первой, очень охотно приняла условия игры. Сразу взялась за одну из трудных задач, № 7, деловито начала писать, но вдруг остановилась, нахмурилась, зачеркнула все написанное и стала писать снова. Но задача не поддавалась.

— А может, составлена неправильно? — с надеждой обратилась девочка к экспериментатору.
— Правильно.
И Ира снова погружается в решение, в конце концов победа.
— Легкая задача, — небрежно обронила она, подавая Марии Соломоновне листок с решением. — Я сначала просто спутала.
Дальше она берется за более трудную 8-ю задачу и... не может с ней справиться. Покраснела:
— Чепуховая задачка, путаная какая-то.
При этом она сердито взглянула на экспериментатора. Снова начала писать, но вдруг резко отбросила листок с задачей в сторону и взяла следующую... еще более трудную, задачу № 9. Быстро прочла, усмехнулась саркастически, сказала:
— Задачи какие-то дикие. Накручено. — Все так же усмехаясь, отложила задачу и взяла другую, такую же трудную. Через 15 минут порвала листок, холодно бросила Марии Соломоновне «до свидания» и ушла, на прощание хлопнув дверью.

И таких, как Ира, немало. Графики выбора трудностей у них неизменно идут вверх. Всегда только вверх, невзирая на неудачи. Виноваты в неудачах все и всё — экспериментатор, сами задачи.

Признайтесь, разве не доводилось и нам с вами порой подобным образом реагировать на жизненные ситуации: во всем обвинять либо других людей, либо в крайнем случае сетовать на судьбу.
©-2008-2016. Яндекс.Метрика