Интересное в мире науки и медицины, Результаты исследований, медицина




bishkekmap.com.kg - основа современного общества

Проблема ретикуло-спинальных путей

При рассмотрении же проблемы распределения облегчающих путей мы сталкиваемся с совершенно противоположным затруднением. В опытах с раздражением ствола мозга после левосторонней гемисекции спинного мозга на уровне средних шейных сегментов Нимер и Мэгун нашли, что, раздражая правую половину ретикулярной формации, можно усилить коленный рефлекс как с правой, так и с левой стороны. Ясно, что эти влияния осуществляются соответственно через неперекрещивающиеся волокна и через волокна, перекрещивающиеся в спинном мозгу ниже места перерезки. Кроме того, раздражение левой половины ствола мозга также вызывало облегчение рефлекса как с левой, так и с правой стороны. Эти влияния осуществляются, по- видимому, через волокна, перекрещивающиеся выше места перерезки. Опыты с раздражением среднего мозга после гемисекции варолиева моста показали, что в стволе мозга перекрещивание волокон происходит на уровне моста. В то же время, судя по опытам с раздражением промежуточного мозга после гемисекции среднего мозга, перекрещивание облегчающих путей происходит не выше среднего мозга. Расхождение между результатами Нимера и Мэгуна  и гистологическими данными Тор- вика и Бродала  касается перекреста ретикуло-спинального облегчающего пути на уровне варолиева моста. Физиологические опыты заставляют предполагать наличие такого перекреста, тогда как анатомические исследования показывают, что нисходящие волокна, берущие начало в структурах варолиева моста, идут строго ипсилатерально. Правда, результаты старых работ Папеца  говорят о существовании перекрещивающихся ре- тикуло-спинальных трактов, начинающихся в варолиевом мосту. Однако следует иметь в виду, что эти результаты были получены при помощи метода Марки, а этот метод менее пригоден для определения места выхода волокон, чем изучение ретроградных изменений клеток. Тем не менее разногласие между физиологическими и гистологическими данными легко можно устранить, если предположить, что обнаруженное Нимером и Мэгу- ном облегчающее влияние ствола мозга на контралатеральную половину спинного мозга не обязательно осуществляется волокном, идущим прямо в спинной мозг. Наличие нейронов с короткими аксонами, имеющими контакт с контралатеральными ре- тикуло-спинальными клетками, хорошо объясняет перекрестные физиологические реакции.

Последнее расхождение между данными Торвика и Бродала и результатами Нимера и Мэгуна касается хода тормозных и облегчающих путей в спинном мозгу. Исследуя влияние раздражения ствола мозга после повреждений различных частей спинного мозга, Нимер и Мэгун  нашли, что оба пути широко представлены в латеральном и вентральном пучках. Облегчающие и тормозные волокна сильно перекрывают друг друга, но в основном они проходят соответственно в дорзальном и вентральном отделах вентро-латеральных пучков. Торвик и Бродал согласны с тем, что и облегчающий и тормозной пути идут в вентро-латеральных пучках спинного мозга. Но, судя по их анатомическим данным, ретикуло-спинальные волокна, идущие от продолговатого мозга (физиологически тормозные), должны быть расположены в вентро-латеральном пучке более дорзально, чем волокна, идущие от варолиева моста (физиологически облегчающие), тогда как на основании физиологических данных следовало бы признать противоположное распределение. Однако нужно помнить, что Нимер и Мэгун. не обнаружили четкой границы между этими двумя группами волокон, а говорили только о преимущественной концентрации двух, широко перекрывающих друг друга областей. С другой стороны, хотя большинство клеток гигантоклеточного ретикулярного ядра продолговатого мозга, как уже указывалось, можно считать тормозными, наиболее дорзальная часть этого ядра практически относится к облегчающему полю.

Наконец, проблема ретикуло-спинальных путей была выдвинута в результате анатомических исследований, согласно которым эти пути не идут ниже грудных сегментов спинного мозга, тогда как хорошо известно, что определенные тормозные и облегчающие влияния можно получить и в отношении движений задних конечностей. Конечно, можно легко предположить, что такие влияния осуществляются с помощью проприоспинальных межсегментарных нейронов. Другое объяснение заключается в том, что тормозные и облегчающие влияния могут осуществляться не только через прямые связи со спинным мозгом, но также и посредством воздействия на другие структуры ствола головного мозга, например вестибулярные ядра, способные регулировать движение. Помпейано и Бродал  недавно показали, что вестибуло-спинальные волокна от ядра Дейтерса доходят до поясничных и, вероятно, крестцовых сегментов спинного мозга. Однако это предположение До некоторой степени, если не целиком, опровергает наблюдение Баха и Мэгуна , согласно которому после разрушения вестибулярных ядер или перерыва нисходящих волокон, связывающих их со спинным мозгом, раздражая ретикулярную формацию, все еще можно получить облегчение моторных реакций, вызванных с коры или рефлекторно. Точно так же у кошек с экспериментальной спастичностью разрушение вестибулярных ядер не изменяет фазную гиперрефлексию.

Итак, имеется лишь частичное соответствие между физиологическими данными о локализации тормозной и облегчающей ретикулярных систем в стволе мозга и ходе их в спинном мозгу и анатомическими данными о ретикуло-спинальной системе. Если расхождение между результатами Нимера и Мэгуна, с одной стороны, и Торвика и Бродала — с другой, не столь важно и до некоторой степени может быть устранено, то распределение ретикуло-спинальных волокон исключительно в шейных и грудных сегментах спинного мозга без распространения их в поясничных сегментах, иннервирующих задние конечности, действительно вызывает недоумение. Как указывал Бродал, будет удивительным, если окажется, что «подавляющее большинство этих волокон осуществляет регуляцию дыхательных движений». В случае правильности этой гипотезы следует прийти к выводу, что тормозные и облегчающие влияния ретикулярной формации должны осуществляться главным образом или исключительно через полисинаптические пути.

©-2008-2016. Яндекс.Метрика