Интересное в мире науки и медицины, Результаты исследований, медицина




bishkekmap.com.kg - основа современного общества

Исследование психологии организаторских способностей человека

Исследование психологии организаторских способностей человекаИсследование психологии организаторских способностей показало, что руководитель должен, например, обладать «организаторским чутьем». Это понятие, выдвинутое Владимиром Ильичем Лениным, раскрывается в целом ряде конкретных психологических качеств: умении чутко и точно отражать, постигать внутренний мир другого человека; способности применить это знание к практическим требованиям деятельности. Сюда же относится и психологический такт — способность подобрать ключ к душе каждого человека, умение найти с каждым общий язык. Хороший организатор обладает эмоционально-волевой воздейственностью: умеет, как говорит Лев Уманский, заражать и заряжать энергией других. Наконец, человек должен иметь склонность к Организаторской деятельности — интересоваться ею, хотеть быть организатором.

Надо сказать, что такие люди быстро выделяются в группе. Ленинградские психологи Нина Васильевна Голубева и Михаил Иванюк нашли, что существует несколько типов поведения при решении групповых задач. Первый тип — члены группы, которые могли решать задачу, только подчинив себе товарищей. Люди второго типа обнаруживают стремление действовать, ни с кем не считаясь, индивидуально. Третий тип — испытуемые, у которых преобладает стремление приспособиться к группе. Люди четвертого типа направлены на коллективное решение задачи.

Как же воздействует лидер на остальных членов группы? Это зависит не только от его индивидуальности, по и от особенностей группы. В хорошо организованных группах руководитель чаще пользуется такими формами обращения к подчиненным, как совет и просьба, реже — наставление, очень редко — приказ, и почти никогда не прибегает к уговариванию. Авторитет таких руководителей, указывает Евгений Сергеевич Кузьмин, основывается на личных и деловых качествах, на знаниях, опыте и очень редко на поддержке со стороны администрации.

Очень интересные исследования тактики лидера при работе на гомеостате провел Михаил Алексеевич Новиков. Я думаю даже, что они имеют общее значение. Возьмем, например, прием, который называется довольно сложно — «инверсия знака регулирования». Когда, образно говоря, система загнана в тупик (вспомните холодный душ!), кто-то, чаще всего именно лидер, начинает действовать как бы против своих интересов. Задача сдвигается с точки замерзания, путь к цели открыт. Что это, как не экспериментальное подтверждение известной истины: руководитель должен уметь подчинить себя общественным интересам. Нельзя быть эгоистом.

А вот другой прием — выжидание. Лидеру не следует торопиться с энергичными действиями, пока он не выяснит намерения партнеров. Впрочем, довольно часто лидер использует и более или менее скрытое принуждение и навязывает ведомым необходимый образ действий. Иначе нельзя: при затянувшемся выжидании в группе могут появиться другие претенденты на лидерство, и такая борьба за власть часто препятствует успеху. Впрочем, умный лидер не всегда действует в лоб. Иногда он дает возможность не в меру инициативному товарищу взять на какое-то время бразды правления в свои руки, чтобы вновь принять на себя руководство, когда группа зайдет в тупик.

А какой должна быть стратегия лидера? Эта проблема энергично изучается в социальной психологии.

Интересно, что первые исследования проведены были на излюбленной модели психологов — на детях. Инициатором экспериментов, которые теперь считаются классическими, был известный немецкий психолог Курт Левин. Он оказался в числе ученых, которые вынуждены были, подобно Альберту Эйнштейну, эмигрировать из фашистской Германии в США. В исследовании, о котором мы будем говорить, ясно ощущаешь накаленную политическую обстановку начала второй мировой войны.
©-2008-2016. Яндекс.Метрика